Навигация в танго (Часть II)
Картина в целом
Навигация в танго – это очень сложный вопрос, но две простые вещи могут решить практически все проблемы. На предыдущей странице мы рассмотрели, как эффективно можно двигаться в ronda, если пары будут соблюдать дистанцию и центрировать себя между парами. Весь секрет в правильном использовании доступного пространства. Пары должны заполнять ronda по всей ширине, если позволяет пространство, возможно смещаться и в центр, (но об этом позже). Пара может двигаться вперед или назад, но всегда потом необходимо возвращаться обратно в центр. А теперь давайте переложим эту концепцию движения на все пространство танцпола.
Милонга в картинках (или слишком много свободного времени)
Я так долго и много жаловался на навигацию в танго, что в итоге Alej сказала: «Если тебя это так сильно беспокоит, то перестань ныть и создай свою милонгу». Я так и сделал. Я нарисовал танцпол, расставил столы. А потом, как баскетбольный болельщик, решил раскрасить танцпол в стиле баскетбольной площадки. Нарисовал линии ronda с направляющими линиями и разместил логотип спонсора в центре площадки. И наконец, добавил пару судей в полосатых майках, которые сдерживают людей на линии:
Надеюсь, вам нравятся мои голубые скатерти – это моя придумка. А теперь давайте в случайном порядке поместим танцоров. В некоторых частях площадки пары будут сгруппированы вместе, а в других, наоборот, будет относительно пусто. Другими словами, создадим типичную неразбериху милонги:
Вот оно, время, когда судьи должны свистеть, чтобы остановить игру. Музыка прекращается и судья выносит всем предупреждение: «Отодвиньтесь от рядом стоящей пары. Если видите свободное место, перемещайтесь туда. Всё, а теперь продолжаем танцевать!» Все прислушались к его советам и отступили от рядом стоящей пары. Перешли на свободное пространство и распределились равномерно по всей площадке. Потом продолжили танцевать, медленно перемещаясь по направлению движения. Прям как в баскетболе, после пары свистков, они научились не тормозить и не толкаться, и площадка стала выглядеть следующим образом:
когда танцуете, перемещайтесь на освободившееся место, и не прижимайтесь к рядом танцующей паре.
Вот теперь мы имеем милонгу, на которой можно танцевать! Все, что мне нужно было сделать – это распределить пары равномерно, убрать и поставить на свободные места часть пар, скучковавшихся вместе. Я всего лишь переместил половину пар и не убирал их слишком далеко. Это было элементарно. Многие пары на предыдущей картинке были зажаты и прижимались слишком близко к своим соседям. А вот пары со второй картинки действительно имеют прекрасные возможности для выражения музыки! И если они будут продумывать всё заранее, то смогут даже сделать несколько больших шагов, когда почувствуют необходимость в этом.
На моей милонги за нарушения будут выдаваться карточки. Паре, получившей две карточки, придется пройти принудительное лечение. Рецидивистам будем одевать специальные ошейники, по которым будет проходить разряд, если они застрянут на одном месте или наоборот будут подгонять впереди идущих.
Внутренние линии движения
Когда на милонге очень много народа, помимо линии вдоль столиков, может формироваться еще одна внутри площадки. На квадратной pista есть достаточно места для нескольких пар, чтобы танцевать в центре. Но на прямоугольной площадке пары двигаются по внутренней ronda в противоположных направлениях очень близко к друг другу, это как на скоростной двусторонней автомагистрали (вторая картинка ниже).
На внутренней ronda движение гораздо более хаотичное, чем на внешней. В ней пары перемещаются в разных направлениях и даже просто пересекают её насквозь. Очевидно, что надо быть очень внимательным, когда вы попадаете в движение на линии, проходящие рядом в разных направлениях (красная область). Я понимаю, что большинство уже знают это, но наверняка не все. Некоторые только новички, а другие просто не уделяют этому внимания. Но есть и такие, которые сознательно нарушают правила codigos.
Сцены из жизни милонги
Навигация – сложная тема. Далее мы представим некоторые упражнения для освоения поворотов и вращений, которые люди могут использовать, чтобы комфортно находиться в трафике.
****
Итак, первая картинка представляет нам милонгу средней наполненности в окружении синих столов. Две светло-желтые полосы показывают трафик на танцполе. Темно-серая линия представляет путь одной из пар. Вопрос: делают ли они что-то неверно?
Это одна из двух наиболее распространенных ошибок навигации. Путь этой пары петляет вдоль границы между внутренней и внешней полосами движения. Вместо того, чтобы двигаться в одной из двух rondas, они дрейфуют от одной к другой. Они протискиваются между танцорами, как мотоцикл в узкую щель между полосами движения. Если вы посмотрите внимательно, то увидите, что они потревожили другие пары по меньшей мере семь раз (они отмечены красным цветом ниже). Они вытеснили несколько пар к самым столам, и представляли собой всеобщую проблему. (Фактически же они создали сложности себе, а более всего – партнеру, потому что именно он ведет.)
Эта пара не права дважды: она и блуждает и создает неприятности себе и окружающим.
Как и всё в плохой навигации, это бессмысленно. Хотя на схеме может показаться, что есть достаточно места, и можно влезть между парами, не соблюдая трафик, в действительности со стороны это выглядит, как неудачная попытка обогнуть впереди идущих, постоянно и хаотично наталкиваясь на соседние пары. Откуда берется это желание всунуться вне трафика? Трудно сказать. Так танцевать не так-то просто, но на милонгах с завидной регулярностью появляются такие пары. Может быть их привлекает небольшое свободное пространство между rondas. Или, возможно, они просто не догадываются о наличии определенных линий для движения, с маниакальной навязчивостью обгоняя впереди идущих.
Что вы думаете на счет следующей картинки? Что плохого в траектории движения этой пары?
Я ничего плохого не вижу. Эта пара была немного зажата в rondas из-за наседания сзади, и торможения двух пар спереди. Тогда они переместились в соседний поток, продвинулись вперед и вернулись на внешнюю rondas, когда нашлось свободное место. Поступая таким образом, они помогали и себе, и всем остальным. Они освободили место позади затора и перешли на неиспользуемое пространство рядом. Это пример того, как хорошая навигация помогает всем. (Заметим, что на этих картинках никто не движется быстро. Мы предполагаем, что все танцуют плавно в нормальном темпе. Некоторые могут иногда двигаться немного быстрее, чем все, двигающиеся против часовой стрелки, но они не бегут и не используют огромных шагов.)
Вот другая ситуация:
Это одна из наихудших ошибок навигации, и это происходит все время. Серая линия представляет собой путь пары, которая не может соблюдать дистанцию и все время напирает на впереди идущих. Пара выделенная красным (см. ниже) – их жертва.
Упираться в переднюю пару, когда та не в состоянии пройти вперед, просто... глупо.
Обычно на первых мелодиях tanda трафик стопорится в месте, где пары входят на пол (здесь в нижнем правом углу). Они имеют право на вход, и единственным решением является приостановить продвижение вперед, пока новые танцоры не выйдут спокойно на танцпол. Но иногда, люди не могут устоять перед соблазном продолжить движение. Здесь пара в красном кружке пытается танцевать на месте, ожидая освобождения пространства впереди, но позади идущая пара подперла их так, что они застряли в пробке в углу. Решение этой проблемы простое. Если вы видите пары, выходящие перед вами в rondas, не двигайтесь вперед. Балансируйте между парами впереди и позади, но удерживайте свою позицию танцем на месте, пока не начнётся движение снова. Ну или бегите в середину и ищите там свободное место.
Что вы думаете о траектории этих двух пар?
Я думаю, что всё порядке. Пара слева зашла из угла, и вместо того, чтобы толкаться вокруг и пытаться танцевать в тесноте, они пересекли пол и заняли свободное место на rondas. Другая пара, входящая между столами, на что они имеют право, решили двигаться по внутренней rondas. Но как насчет того, что первая пара пошла в неправильном направлении (красная стрелка ниже)?
Ничего страшного. Я не вижу ничего плохого в движении против линии танца в rondas, если никого нет. В самом деле, когда танцуем в rondas, мы постоянно перемещаемся вперед и назад в пределах нашего пространства, если есть место.
Кстати, эта пара делает то, что мы с Alej часто делаем. Такое поведение можно назвать удобным ("forum shopping" – термин адвокатской практики в США, обозначающий желание попасть к судье, наиболее вам симпатизирующему). Если они знают других танцоров, то эта пара может проделать такой путь, чтобы найти место между своими знакомыми.
Хорошо танцевать между двумя адекватными, ритмично двигающимися парами, которые знают что они делают. Это поможет вам избежать столкновения с торопыгами или копушами, а так же с небрежными и непредсказуемыми людьми. Это может быть не так известно, но быть корректным и аккуратным танцором на милонгах в Buenos Aires является большим преимуществом. Если вы танцуете аккуратно, milongueros будут выделять вас и пытаться освободить вам место, или будут стараться двигаться впереди и позади вас в rondas.
Когда я стал соблюдать навигацию, я начал замечать, что некоторые хорошие milongueros стали часто танцевать рядом с нами. Через некоторое время я понял, что аккуратные танцоры, как правило, группируются вместе, чтобы облегчить жизнь друг друга. Это к вопросу о том, как произвести впечатление своим танцем. Правильная навигация – верный способ найти истинное уважение и признание. Лучшие танцоры в Buenos Aires всегда очень хорошо понимают, как другие люди танцуют, и если они уважают вас, они будут выделять вас и освобождать для вас немного больше места. (То же самое относится и к иерархии в гонках на велосипедах. Лучшие гонщики позволят хорошим велосипедистам попасть рядом с ними в пелотоне, и в то же время сделают невыносимой жизнь для небрежных гонщиков.)
Как насчет этого парня:
Это нормально. Это то, что хорошие танцоры делают все время. Правила существуют, но не сковывают людей. Если есть свободное место, вы можете использовать его, если никому не помешаете. Шагайте большими шагами, если хотите. Такое поведение действительно помогает на милонге, потому что это эффективное использование пространства. Эта пара увидела неиспользуемое пространство на внутренней rondas, посреди комнаты, и временно заняла его и вернулась обратно. Пары впереди и позади в rondas должны знать, что танцоры иногда это делают, и необходимо оставить пространство открытым для них на несколько тактов, в случае если они захотят вернуться. Полосы и направление движения придуманы для предотвращения конфликтов, но если нет никого вокруг, вы можете пойти в любом направлении, куда захотите.
Как насчет следующей ситуации:
Это очень плохо и встречается очень часто. Пара на этой схеме "танцует широко". Да, они извивают траекторию своего движения, но при этом используют большие шаги с выпадами, которые вымещают их за пределы rondas, и в итоге они попадают в другую полосу движения. Такое особенно встречается на внутренней полосе или посреди пола, когда пары, делающие большие шаги или широкие giros выходят за пределы своей полосы и начинают мешать людям с других полос. Вы не всегда должны оставаться в своем ряду, если есть место (предыдущий пример), но вы никогда не должны толкать пары, двигающиеся в своем ряду (как в красном кружке).
Если вы желаете танцевать так, то либо приходите пораньше, пока никого нет, либо танцуйте на практиках.
Что на счет ситуации на картинке ниже?
Вопрос с подвохом. Эти линии представляют траекторию движения партнеров, которые пересекают танцпол, чтобы пригласить партнершу. В большинстве случаях на милонгах мужчины и женщины сидят друг против друга, и после cabeceo, мужчины обычно идут между танцующими парами искать своих партнерш. Если ты танцуешь, вы должны помнить об этом, и вы должны позволить им встать на rondas впереди себя. Если же вы выбираете партнершу, помните что у танцоров на полу преимущественное право движения, и они, возможно, не ожидают, что вы встанете на их пути. Несколько раз я шагал назад и почти сталкивался с человеком, пересекающим танцпол, который появился из ниоткуда, поэтому никогда не идти сразу за человеком, который танцует, а ищите разрыв в rondas вдоль столов, когда вы приглашаете женщину и начинаете танцевать.
Один из вариантов представления о pista – это визуализация трех видов пространств. Во-первых, личное пространство, которое окружает каждую пару. Оно обычно соответствует расстоянию среднего шага от пары в каждом направлении. Никто никогда не должен входить в него. Второй вид пространства является самым сложным. Это "общее пространство", и я представлял его ниже голубым цветом:
У вас есть единственное и абсолютное право танцевать в вашем личном пространстве (красные области ниже), но общее пространство является более сложным. Положим, что на переполненном танцполе оно распространяется от каждой пары на расстояние около трех средних шагов, или, может быть, два или три такта compás. Вы можете входить и выходить из общего пространства, когда вы танцуете, но вы должны внимательно следить за тем, что делают пары вокруг вас. Если вы чувствуете, что другая пара движется в вашем направлении в общем пространстве, вам стоит остановиться или повернуть, чтобы избежать столкновения. Вы должны постоянно контролировать общее пространство вокруг вас, чтобы решить, когда наступит лучший момент для его использования. Пройдите в общее пространство на пару тактов, а затем обратно на место между парами, которые вас окружают.
Личное пространство, и окружающие общее пространство, не являются неподвижными. Они дрейфуют обычно против часовой стрелки по линии танца. Во время навигации, танцор управляет сразу несколькими вещами. Он отвечает за контроль своего личного пространства и разделение общего пространства с другими парами. Кроме того, ему нужно двигаться против часовой стрелки, и он должен также быть в курсе любого свободного места, которое может образоваться рядом. Если он чувствует неиспользуемое место на полу рядом с ним, зачастую лучше переместиться туда и двигаться там. Красные стрелки ниже представляют возможные маршруты, по которым пары могли перемещаться и занимать свободное пространство, чтобы выровнять интервалы между парами и уменьшить тесноту на полу:
На хорошей милонге, где люди знают, как вести себя в свободном пространстве, постоянно происходит коррекция. Можно застрять немного, но через несколько тактов ситуация на танцполе изменится. Если вы посмотрите ещё раз размещенное здесь танго-видео, вы увидите, что одна из вещей, происходящих на танцполе это та, что люди постоянно следят и управляют собственным пространством, регулируют фрагментацию пола, инстинктивно перемещаясь в неиспользуемое пространство.
То, что мы рассмотрели на этой странице, являются частью codigos милонги. Мы обсудили многое из этих правил на этом сайте, но, насколько я знаю, они не записаны в одном месте. Они существуют в течение долгого времени, но ни один человек не записал их. Так же, как английское общее право, codigos вошло в употребление среди обычных людей, потому что это было необходимо. По своей сути, танго это не более, чем группа людей, собравшихся вместе, чтобы насладиться музыкой. Именно поэтому появилась музыка и тексты. Собраться вместе танцевать на милонге – это танго. Это причина существования танго. Без codigos не будет милонги, а без милонги не было бы танго.